Белый Атиг, Большой Атиг или Тиг — как правильно?

Автор:
Рубрика: Размышления

780

1

Вот такой указатель украшает берег небольшой речки на подъезде к посёлку Атиг. Щит был установлен лет пять назад, судя по всему — областным автодором. Забавно, но в названии реки есть ошибка.

В качестве доказательства приведу карту Генштаба СССР (километровка O-40-119, взять можно отсюда).

3

Согласно карте — реки Белый Атиг и Чёрный Атиг, сливаясь, образуют Большой Атиг (об этом также свидетельствуют местные краеведческие источники). Дорога, на которой установлен тот самый указатель — проходит фактически над устьем, однако точка слияния рек находится в нескольких метрах от моста. Особенно хорошо сие заметно на спутниковых снимках.

Вывод: речка, которую пересекает дорога — это уже не Белый, а именно Большой Атиг.

Оказывается, это не первая ошибка на данном указателе. Ранее — до его установки здесь был другой щит — с надписью «р. ТИГ».

С какого потолка в автодоре взяли это название — остаётся загадкой. Однако, это ввергло многих людей в заблуждение. Находятся даже особо активные спорщики, до последнего утверждающие, что правильное название реки — Тиг. Пока их носом в карту не ткнёшь.

Из-за того же заблуждения года четыре назад указатель подвергся вандализму. Какой-то инициативный дурачок (наверное местный — атигский) взял да и замазал букву «А» в начале слова «Атиг». И если на первом указателе (фото в начале статьи) у него это плохо получилось, то на втором буква «А» уже фактически неразборчива.

2

В автодоре, похоже, ещё не скоро поймут, что пора бы откорректировать указатель. И уж точно неизвестно — когда наконец-то будет развеян миф о названии реки.

Вот такие вот дела.

На десерт — немного топонимики. Откуда вообще пошло слово «атиг»? Есть версия, что оно — арийское, и является видоизменённым «адаг», что в переводе с иранского означает «овраг».

Версия статьи от
Если статья оказалась полезной, Вы можете её
оценить:
ЕрундаПлохоПосредственноХорошоОтлично (оценок: 5, средняя: 4,60)
Загрузка...
или
рекомендовать друзьям в соцсетях:

Уважаемый читатель! Сайт "Урочище" существует и развивается за счёт доходов от показа рекламы, которая должна быть на месте этого серого прямоугольника. К сожалению, её нещадно снесла баннерорезка Вашего браузера. Если Вы считаете наш ресурс полезным и готовы поддержать его - Вы можете внести его адрес в список исключений блокировщика.

P. S. Не беспокойтесь, реклама у нас тематическая и вполне приличная.

Прочие статьи по теме:

Данная статья прокомментирована трижды. Прежде чем оставить свой комментарий - ознакомьтесь с «Правилами обсуждения статей».
  1. Котище:

    content://media/external/file/77522
    Согласно вышеуказанной карте на юго-западе от слияния рек Белый и Черный тиг (атиг, если уж так мило автору) расположена гора Нижнесергинская!? Я не знаю чем будет автор тыкать в карту, но в томпонимике местного населения указаной горы нет! Аналогичные ляпы встречаются и далее при рассмотрении карты являющейся для автора верхом авторитета! К примеру гора Студеная расположенная к югу от г.Нижние Серги. Ошибка в высоте достигает в 45 метров! И т.д. невольно возникает вопрос каким «образом» формировалась указанная карта? Ответ любого местного жителя будет прост, через «Ж….!»
    Теперь по сути вопроса! Тиг или Атиг! Первые упоминания реки Атиг относятся ко времени Ремизова и Татищева, но к сожалению достоверных сведений о ее истоке и устье нет. Известно, что ее приходилось пересекать при поездке из Клиновской крепости в Билимбай. И все! Если посмотрим схемы и карты тех лет, то на роль мифической реки Атиг походит более всего современный Демид или приток Большого Тига — Белый Тиг. После 1731 года река Атиг с карт и схем исчезает, а с 50-х годов возникает река Большой Тиг или просто Тиг. Как раз в указанный временой период начинают строится Нижнесергинский и Верхнесергинский горнозаводские поселения. В первом десятилетии следующего века возникает Атигский железноделательный завод. Как раз их потомки достоверно знают, какие названия носят их реки, их горы и их леса. А не «картографы» и иные «тыкальщики». В связи с чем есть гора Шолум, а не Нижнесергинская, есть река Большой Тиг с притоками Белый, Черный тиги и Листвянка, вместо Атига. Причем сам посеок был пострен на реке Тиг, но носит имя Атиг.

    • Dr. Riboedoff:

      Вот что я скажу ВАмЪ, уВАжаемый Котище: ГЕНШТАБ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР — организация не только компетентная, но и влиятельная. Лет 40-50 назадЪ ВАс за подобные разглагольствования отправили бы лет на дцать (а может и больше) гораздо восточнее от ВАшего текущего местоположения — древесину заготавливать или олово добывать. И наверное правильно бы сделали, ибо нечего вносить сумятицу в общепринятые и официально зарегистрированные названия и вытаскивать из пыльного чулана всякие уже давно просроченные копролиты шерстистых носороговЪ. Реку Волгу тоже когда-то называли Итилью — и что с того?

      По поводу ляповЪ: Вы, дорогуша, ни бельмеса не понимаете в военной картографии. Даже если ошибки имеют место — значит так надо, значит это сделано для того, чтобы ввести в заблуждение наиболее вероятного противника.

  2. Biabia4ka:

    У-ха-ха! Рыбоедов! Брааво!!! Выкрутился, мастер дезинформации. Это ж надо так сказать:»… значит это сделано для того, чтобы ввести в заблуждение наиболее вероятного противника.» Универсальная отмаза для любого ляпа:) Возьму на вооружение!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

← Прикрепить картинку (только JPEG).