Помнится, лет дцать назад в моём кругу общения впервые проскочила информация о неких надувных чудо-лодках, коими пользуются иностранные велотуристы, совмещающие покатушки со сплавом. Данные лодки, будучи изготовлены из современных материалов, весили чуть более трёх килограмм, а в упакованном виде занимали объём, сравнимый со свёрнутым спальником.
- Разновидности пакрафтов и их назначение
- Пакрафты для переправ и прогулок
- Экспедиционные пакрафты и для комбинированных походов
- Пакрафты для экстремального сплава
- Для чего пакрафт не предназначен
- Пакрафт для рыбалки
- Материалы, из которых делают пакрафты
- ПВХ (PVC)
- ТПУ (TPU)
- Vectran
- Dyneema
- Важные аксессуары
- Встроенные в пакрафт
- Отдельным комплектом
- Важно: на что следует обязательно обратить внимание при покупке
- Обзор производителей пакрафтов
- США и Европа
- Украина
- РФ
- «Black Pike»
- «Birdy Packraft»
- «TimeTrial»
- «Тритон»
- «Сплав»
- Видео-приложение
- Что такое пакрафт
- Пакрафт «Королёк»
- Пакрафт — спутник туриста!
Конечно, это были пакрафты[1]Русское название лодки является прямой транскрипцией с английского «packraft»: от слов «pack» — «упаковывать», и «raft» — «надувной плот».. И для того времени они оказались сенсацией — ведь ни в какое сравнение не шли с теми пятнадцатикилограммовыми «резинками», которые мы таскали «на горбу» на сплавы и рыбалки.
Однако, тогда с покупкой пакрафтов имелись сложности. Во-первых — их производители располагались исключительно за рубежом, во-вторых — стоили оные лодочки чуть ли не в десять раз дороже обычной советской «Уфимки». У нас ни у кого в ту пору лишней тыщи евро в кармане не завалялось, посему о пакрафтах пришлось лишь помечтать, отложив эту мечту «на потом».
Но, прогресс на месте не стоял. Постепенно на территории бывшего СССР открылись фирмочки, занимающиеся поклейкой пакрафтов. Вполне очевидно, что с тех пор легковесные чудо-лодки оказалось проще купить, да и цены на них стали вполне демократичны для нашего потребителя.
Перед покупкой пакрафта нужно кое-что учитывать, ибо пакрафт пакрафту — рознь. Их делают несколько производителей, у каждого из коих свой подход к производству и свой модельный ряд, а каждая модель имеет свои отличия — и тут всё зависит не только от деталей «фасона», но и от комплектации. Более того — на «кройку и пошив» тех или иных лодок используется разная «тряпка» — что влияет на эксплуатационные характеристики, в частности — на вес и прочность.
В сей статье я подробно расскажу о всех вышеописанных нюансах — дабы помочь потенциальному покупателю определиться с выбором и «автоматом» ответить на некоторые его вопросы. Но сперва — немного теории.
Разновидности пакрафтов и их назначение

Фото 2. Снаряжённые пакрафты на реке Анактувук (Аляска, США).
В нынешнее время пакрафтинг практически стал самостоятельной дисциплиной в водном туризме, и сфера использования миниатюрных лодок заметно расширилась. Если по первости на них только сплавлялись и переправлялись, то сейчас ими пользуются для:
- Длительных автономных экспедиций.
- Сплава по бурной воде (преодолевая пороги вплоть до IV-й к. с.).
- Рыбалки.
- Охоты.
- Морских и озёрных походов.
- Комбинированных походов всех мастей и разновидностей.

Фото 3. Пакрафт помогает совместить велопокатушки со сплавами. Автор: Sven Schellin.
Даже альпинисты и спелеологи стали пользоваться пакрафтами, например — чтоб добраться в труднодоступные места, или шутки ради поплавать по подземному озеру в какой-нибудь свежеоткрытой пещере.

Фото 4. А этот пакрафтер залез на ледник — чтоб поплавать в озерце талой воды. Автор: Paxson Woelber.
Усердные производители плавсредств в ходе разработки учитывали запросы потребителя, в итоге «эволюция» легковесных лодок дала три ветви. К нынешнему времени можно выделить следующие разновидности пакрафтов:
- Для переправ и прогулок.
- Экспедиционные.
- Для бурной воды.
Понятно, что сие деление несколько условное, и народ в последнее время частенько раздвигает рамки использования того или иного пакрафта. Например — сплавляется по речкам на чисто «переправных» лодочках, а на экспедиционных проходит пороги.
Однако, умудрённые опытом туристы-водники нет-нет, да и повторяют поговорочку «всяк сверчок — знай свой шесток». И рекомендуют всё-таки использовать для конкретных целей тот пакрафт, что для них предназначен.
Всё дело в том, что «не в своей стезе» пакрафт ведёт себя несколько хуже, чем в тех условиях, под которые «заточен», и требует от пользователя заметно бо́льших физических усилий, внимания и навыков.
Теперь — подробнее рассмотрим каждую разновидность.
Пакрафты для переправ и прогулок

Фото 5. «Королёк» от Birdy Packraft — типичное плавсредство для переправ и прогулок.
Представьте себе ситуацию, когда турист идёт по лесу, и вдруг у него на пути появляется река. Или озеро, которое не так просто обойти.
Тут-то турист и достаёт из широких штанин рюкзака небольшой свёрток и надувает миниатюрную лодочку, в которой без труда переправляется на другой берег.
Пакрафты для переправ конструкционно являют «необходимый минимум». Они не предназначены для долгого использования, и главное в них — малый вес. И он действительно малый — в пределах или чуть более килограмма. Однако, миниатюрная лодка обладает достаточной грузоподъёмностью, чтобы выдержать туриста с рюкзаком.
Другое применение данных пакрафтов — праздные водные прогулки, сплав по тихой воде, или игры с минимальной степенью экстрима. Например — чтоб поплавать по подземному озеру — достаточно именно прогулочного пакрафта.
Экспедиционные пакрафты и для комбинированных походов

Фото 6. Образец экспедиционного пакрафта с удлинённой кормой. Автор: Paxson Woelber.
Главный упор в их конструкции сделан на следующие характеристики:
- Удобство гребца (благодаря объёмной корме сидишь как в кресле).
- Курсовая устойчивость (вот для этого и нужен «хвост»).
- Более-менее шустрая скорость (что обеспечивается «закаяченным» носом и удлиннённой формой плавсредства).
- Опять же — малый вес и компактность, чтоб можно было носить в рюкзаке вместе с прочим скарбом.
- Ну и понятное дело — экспедиционные пакрафты прочнее, чем те, что для переправ — ведь рассчитаны на более долгое использование.

Фото 7. Экспедиционное мини-плавсредство в упакованном виде даже вместе с вёслами занимает совсем немного места. Автор: Sven Schellin.
Обычный вес экспедиционных пакрафтов — порядка трёх-четырёх килограмм. Их стоит порекомендовать новичкам — благодаря некоторой универсальности.
Пакрафты для экстремального сплава

Фото 8. Отличительная черта пакрафтов для бурной воды — сильно приподнятый нос и короткая корма. Автор: Paxson Woelber.
Это — самые крепкие и тяжёлые пакрафты, ведь на них в буквальном смысле слова «прыгают по камням» — по порожистым рекам. Формой своей они отдалённо напоминают каяк — что сделано для повышения манёвренности. Ну и понятное дело — данные плавсредства по умолчанию комплектуются декой для защиты от брызг.
Весят пакрафты для бурной воды в пределах 5 килограмм, хотя в последнее время этот параметр постепенно понижается — благодаря внедрению легковесных тканей.
В последнее время народ повадился сплавляться по бурной воде на обычных экспедиционных пакрафтах, и в принципе — это работает, особенно — на не очень сложных порогах (до 2 к. с.). Однако, знатоки всё же рекомендуют для экстремального туризма использовать предназначенные для этого плавсредства.

Фото 9. Экспедиция на пакрафте, вроде как предназначенном для бурной воды. Автор: Sven Schellin.
Для чего пакрафт не предназначен

Фото 10. Пакрафтинг на крупном озере. Автор: Paxson Woelber.
Благодаря объёмным формам, а соответственно — достаточной парусности — пакрафт не рекомендуется использовать для путешествий по открытым водным просторам вроде морей и даже крупных озёр. Разве что в штиль или при слабеньком ветерке.
Однако, истинных фанатов водного туризма сие предостережение ничуть не останавливает.
Пакрафт для рыбалки

Фото 11. Американские нахлыстовики на пакрафтах. Автор: Troy Smith.
Для речной рыбалки, либо в каком-нибудь пруду или небольшом озере подойдёт не только экспедиционный, но и прогулочный пакрафт (при соблюдении всех необходимых мер предосторожности, само собой). Однако, некоторые производители решили пойти навстречу потребителю и представили публике так называемые «рыбацкие пакрафты».
Суть данных плавсредств — в «навесном оборудовании». Они комплектуются уключинами и распашными вёслами, а также всякими удобными карманчиками и держателями под удочки-спиннинги-эхолоты и прочее рыбацкое барахло. Некоторые производители ставят на такой пакрафт удобное кресло, слань на дно и даже рисуют на борту линейку — чтоб рыбу мерять. Ну и понятное дело — стараются изготавливать подобные плавсредства более прочными. А те из-за всех вышеперечисленных «наваротов» получаются тяжелее обычных пакрафтов чуть ли не в три раза.

Фото 12. Пакрафт от AquaTech, сконструированный специально для рыбалки.
В итоге мы имеем нечто промежуточное между полноценным легковесным пакрафтом и банальной лодкой ПВХ. Где подобный девайс может пригодиться — вопрос интересный. Рыбаку, который добирается до места рыбалки пешочком или «на перекладных» — такое вряд ли подойдёт, тому лучше что-то полегче. Иному же ловцу, пользующемуся личным транспортом, проще взять на рыбалку нормальную лодку — в которой и места больше, и гораздо удобнее.
Видится мне, что рыбацкие пакрафты — штука на любителя. Хотя, опять же — тут всё зависит от веса. Чем он меньше — тем больше смысла пользоваться такой лодочкой.
Материалы, из которых делают пакрафты
Весьма важный раздел, ибо от типа ткани зависит — насколько прочен окажется пакрафт, и сколько он будет весить.
ПВХ (PVC)
Поливинилхлоридная ткань, давно пришедшая на смену традиционной прорезиненной. Отличается хорошей прочностью, фактически не растягивается, устойчива ко многим воздействиям, ну и достаточно плотная. Наиболее дешёвая.
Стало быть — из ПВХ производятся самые дешёвые, прочные, но в то же время и самые тяжёлые пакрафты. Также некоторые производители используют данный материал для изготовления дна — ибо оно заметно чаще бортов соприкасается с камушками на дне реки, а значит — должно быть попрочнее.
Наиболее «отмороженным» экстремалам обязательно следует учитывать, что любое плавсредство из ПВХ имеет свойство «дубеть» при низких температурах.
ТПУ (TPU)
Термопластичный полиуретан, или просто термополиуретан. Легче поливинилхлорида, ещё более химически устойчив, ещё лучше противостоит ультрафиолету, меньше истирается, почти не «дубеет» на морозе, однако не столь механически прочен. Хотя, его прочности с лихвой хватает для задач водного туризма. Понятное дело — ТПУ несколько дороже ПВХ.
В нынешнее время основная масса пакрафтов изготавливается именно из термопластичного полиуретана.
Следует знать, что в отличии от ПВХ — который благодаря его плотности можно «надуть до каменной твёрдости» — ТПУ не настолько крепок и имеет некоторую растяжимость. Поэтому его до твёрдой упругости никогда не накачивают.
Vectran
По свойствам — почти тот же ТПУ, но не растягивается. Раза эдак в полтора дороже.
Dyneema
Сей материал примечателен тем, что идёт на изготовление бронежилетов. Также он знаком рыболовам — ибо из него вьют прочную, нерастяжимую леску-плетёнку.
Да, пакрафты из «дайнемы» тоже делают — и они отличаются повышенными прочностными характеристиками. Но, понятное дело — то самые дорогие пакрафты.
«Дайнема» — материал несколько капризный, поэтому производство пакрафтов из него является авантюрой сложной, и к настоящему моменту сия технология ещё находится на стадии эксперимента. Поэтому пакрафты из данной ткани — редкость.
Важные аксессуары
Многие производители позволяют покупателю включать те или иные опции при заказе пакрафта. Их следует рассмотреть подробнее.
Встроенные в пакрафт
- Фартук. Этакая разновидность съёмной деки для защиты от дождя и несильных брызг. К бортам прикрепляется при помощи традиционной ZIP-застёжки. В свёрнутом виде располагается на носу плавсредства.
- Дека. Жёстко прикреплённая к бортам, с очком для гребца — полноценный вариант для бурной воды.
- Коленные упоры. Как в байдарках и каяках для бурной воды.
- Застёжка TZIP. Чисто экспедиционный «прибамбас». Открывает доступ внутрь баллонов пакрафта, что позволяет загружать их некоторым (мягким) скарбом, предварительно поместив его в гермомешки (обычно комплектуются вместе с данной опцией). Позволяет сильно разгрузить «трюм» пакрафта, заодно гермомешки становятся дополнительными элементами плавучести и увеличат время, за которое нужно добраться до берега — если вдруг баллон пакрафта будет проколот. Сама застёжка герметична (необходимо периодически смазывать). Можно поставить отдельно на каждый баллон, но это увеличит стоимость лодки.
- Грузовые отсеки. Тоже экспедиционная фишечка, альтернатива предыдущему пункту. Представляют собой внутрибаллонные карманы с доступом из кокпита, закрывающиеся снаружи обычной (негерметичной) застёжкой ZIP. В них вкладывают гермомешки с некоторой частью скарба.
- Самоотливы. Комплектуются встроенным надувным дном. Это — для бурной воды.
- Перегородки. По умолчанию пакрафт монобалонный, ну — двухбалонный. Однако, можно разделить его баллоны на дополнительные секции — что улучшит безопасность. При проколе спустит лишь одну из них, что позволит спокойно добраться до берега.
- Крепление для велосипеда. Обычно устанавливается на носу плавсредства.
- Прочие аксессуары: леер, кольца, держатели для удочек и т. д.
Отдельным комплектом
- Мешок-насос. По совместительству — герма.
- Вкладное надувное дно. По умолчанию у любого пакрафта дно натяжное, что не совсем комфортно и не лучшим образом сказывается на ходовых качествах. Однако, многие производители предлагают за отдельную цену надувное дно, которое можно вложить в пакрафт перед надуванием.
- Сидушка. Прилагается по умолчанию, но иногда в качестве опции может комплектоваться спинкой.
- Всякие сумки под скарб, которые крепятся на борта сверху или спереди.
Важно: на что следует обязательно обратить внимание при покупке
Опытные пакрафтеры рекомендуют комплектовать плавсредство сиденьем типа «кирпич» вместо «подковы». Как показала практика — первое второго заметно удобнее.
Некоторые производители не комплектуют пакрафт по умолчанию насосом-мешком. На это следует обращать внимание при покупке в первую очередь.
Также не ко всем пакрафтам прилагается весло. Тоже нужно учитывать. К пакрафту подойдёт любое байдарочное весло, но бывают и специальные пакрафтовые — которые отличаются не только малым весом и повышенной компактностью в сложенном виде, но и особой формой лопастей, обеспечивающей более удобную греблю при низкой посадке.
Обзор производителей пакрафтов
Сейчас пакрафты производят как за рубежом, так и на территории бывшего СССР. Не так давно подключились к сему благородному делу и китайцы (пакрафты «от дяди Вонга», например, можно найти на «Алибабе»). Есть из чего выбирать. Рассмотрим наиболее популярных по порядку.
США и Европа
Сразу говорю — «за бугром» делают очень качественные пакрафты. Сказывается и технологический уровень развития, и опыт тамошнего туризма вместе с наработками отдельных энтузиастов. Соответственно — цена на хороший зарубежный пакрафт будет в пределах 1000 — 1500 «условных единиц». Плюсом к этому окажется и весьма недешёвая стоимость доставки. Однако, оно того стоит. Придраться к импортному пакрафту — никак, в его конструкции учитывается буквально всё. Об этом неоднократно сообщали наши туристы, пользовавшиеся данной продукцией.
Наиболее известные фирмы: Alpacka (пионер мирового пакрафтостроения, классическая модель которой стала легендой), Kokopelli (делает пакрафты и надувные каяки), Aquadesign (эта европейская фирма производит разные плавсредства для туристов).
Украина
Поклейкой пакрафтов в Украине с недавнего времени тоже занимаются. Мне удалось уточнить название парочки наиболее известных фирм.
Самый раскрученный бренд — «Red River», который делает экспедиционные плавсредства и пакрафты для бурной воды.
Другой производитель — «Ладья».
В основном украинские пакрафты производятся из ПВХ, поэтому ценовой диапазон весьма демократичный — примерно от 4000 до 7000 гривен, в зависимости от конкретной модели и комплектации.
РФ
В России сейчас наблюдается пик пакрафтостроения, и в последнее время кто только эти лодочки не клеит. Каждого производителя рассмотрю подробно.
«Black Pike»
Сайт: blackpikeraft.ru
Список российских пакрафтостроителей начну именно с этой пермской фирмы, ибо она производит наиболее бюджетные плавсредства, средняя стоимость коих — порядка 12 тыс. руб. Ассортимент не особо богат — на момент написания статьи в линейке было всего четыре модели, однако пакрафты весьма универсальны — их можно использовать как в экспедиционных целях, так и по бурной воде.
На качество вроде никто не жалуется, также народ в восторге от низкой цены. Рекомендуется начинающим пакрафтерам.
«Birdy Packraft»
Сайт: birdypackraft.com
Началось всё с того, что в 2008-м году красноярский турист (и по специальности — химик) Сергей Каржаев сделал надувную лодку. Весом она получилась всего 4 килограмма. Однако, это не удовлетворило изобретателя и последующие попытки создать наилегчайшее плавсредство привели к возникновению целой пакрафтостроительной мастерской, которая сейчас производит весьма широкий ассортимент мини-лодок как для тихой, так и бурной воды, и даже что-то вроде сверхоблегчённых рыбацких «плюшек» с распашными вёслами (ну и понятное дело — ко всему этому прилагается куча опций и аксессуаров).
Некоторые модели, похоже, стали самыми популярными на территории бывшего СССР, например — пакрафт «Иволга». Также «Birdy Packraft» делает самую маленькую в РФ (на момент написания статьи) надувную лодку «Королёк» (см. раздел «Видео-приложение»), которая весит 850 грамм[2]В ультралёгкой версии и того меньше — 750 грамм. при грузоподъёмности 145 килограмм.
Что интересно — конкретные модели пакрафтов имеют несколько вариаций по размеру. Например — та же «Иволга» производится в размерах «M», «L» и «XL». Средняя цена продукции данной фирмы — в пределах 30-40 тыс. руб., но оно того стоит, ибо для изготовления пакрафтов применяются передовые технологии.
Продукцию «Birdy Packraft» предпочитают опытные туристы.
«TimeTrial»
Сайт: timetrial.ru
Известный завод, производящий лодки, байдарки и прочую продукцию из ПВХ. Не так давно взялся за поклейку пакрафтов. Наиболее интересная модель — «Спутник».
В частности, именно «ТаймТриал» производит рыбацкий пакрафт «Танк» в двух версиях: тяжёлый — полностью из ПВХ, и облегчённый — с бортами из ТПУ.
Средняя цена на продукцию — порядка 20-30 тыс. руб.
«Тритон»
Сайт: triton-ltd.ru
Также довольно известная контора, изготавливающая различные плавсредства. Производит несколько моделей пакрафтов.
«Сплав»
Сайт: splav.ru
Известный производитель туристического оборудования. На момент написания статьи у них можно приобрести пакрафт «Drakeboat» (цена — порядка 30 тыс. руб.).
Видео-приложение
Напоследок — несколько видео-вкусняшек.
Что такое пакрафт
Просто чумовая двухчасовая лекция о пакрафте и пакрафтинге. Настоятельно рекомендую к просмотру!
Пакрафт «Королёк»
Такая малявка — и плавает ведь! Презентация с испытаниями на воде.
Пакрафт — спутник туриста!
Как пеший турист пакрафтером стал. Краткий обзор изделия от «Black Pike».
ДокЪ, а у Вас оный агрегат имеется?
Нет ещё покаместЪ, но в перспективе. Шибко уж он заманчив своим мизерным весом.