В стартовый пункт маршрута – деревню Старая Трёка, можно попасть двумя способами: либо на автомобиле, либо автобусом № 108[1]Важно: периодически этот маршрут сокращают так, что конечной остановкой становится Нижнее Село (5 километров не доезжая Трёки), поэтому, перед тем как им воспользоваться – следует уточнить все подробности на первоуральской автостанции. (ходит от Первоуральска). От остановки до реки – несколько метров, однако я настоятельно не рекомендую устраивать стапель с левого берега. Место это грязное и захламленное, поэтому лучше перетащить скарб через мост на песчано-галечную отмель на правом берегу, либо пройти по левому берегу чуть выше моста – там тоже есть отмель, правда она представляет из себя брод, по которому периодически ездят машины. Есть ещё одна отмель – в нескольких десятках метрах ниже моста, но чтоб дойти до неё по дороге от остановки автобуса – придётся преодолеть две большие лужи. Так что, скорее всего, переход по мосту будет самым верным решением. А параллельно с этим можно будет рекой полюбоваться с необычного ракурса (летом под мостом обязательно стоят стаи рыб – чебака, ельца или голавликов).
Маршрут примечателен тем, что в отличии от предыдущего участка (от Коуровки до Старой Трёки), на нём не будет никаких населённых пунктов почти до самого Староуткинска. И в этом, наверное, его главная изюминка. На прохождение маршрута достаточно двух дней с одной ночёвкой, однако если грести без остановок – можно преодолеть данный отрезок Чусовой за день.
Несколько сотен метров после старта нам придётся плыть вдоль деревни. Здесь глубина небольшая и течение достаточно быстрое. Временами этот протяжённый тягун “срывается” в перекаты, поэтому идти следует ближе к правому берегу. На нём мы увидим первую скалу – Камень Ёршик. Он невысокий и зарос соснами. Далее на левом берегу стоит не менее заросший Камень Боярин. А вскоре река повернёт направо, и в начале поворота будет остров, который лучше всего обходить по правой протоке.
После поворота – прямо по курсу – мы увидим громадину Камень Высокий, который возвышается на правом берегу реки. Обычно народ останавливается здесь, и обязательно лезет на скалу, которая, в свою очередь, является неплохим местом для фотосъёмки.
После Высокого река поворачивает налево. От скалы идёт тихий плёс, который заканчивается неестественным сужением реки и остатками былого порога. Это место следует проходить, придерживаясь левого берега. Справа – через триста метров – в Чусовую впадает река Сыриха, вода в которой имеет свойство исчезать летом. Далее снова идёт тихий плёс, который заканчивается поворотом налево с бурным перекатом и подводными камнями. После него и небольшого изгиба вправо, впереди будет виден Камень Талицкий.
После Талицкого река петляет: сначала поворачивает налево, затем – дважды направо. На втором повороте на левом берегу располагается скальный комплекс Гребешки, отличающийся своей особой выразительностью. После Гребешков – прямой участок, посреди которого – большой остров в месте впадения в Чусовую левого притока – Большой Сибирки. А затем – Камень Сибирский на правом берегу, и с ним рядом – скала Курочка. Здесь река повернёт налево.
Через некоторое время нас будет ждать очередной поворот вправо и грандиозное зрелище по левому берегу – скальный комплекс Заплотный. Возвышаясь над водами реки на 35 метров, этот камень представляет из себя перевёрнутое на бок морское дно и чем-то напоминает стену или забор. После Заплотного река некоторое время течёт прямо, а затем поворачивает налево. На повороте – по правому берегу, две скалы – Софронинский и Синий камни.
Почти половина маршрута пройдена – пора задуматься о месте для ночной стоянки. Далее – через два поворота вправо и один налево – на правом берегу будет скала Камень Темняш, сразу за которой расположена удобная поляна с костровищем и кучей мусора от предыдущих туристов, посещавших это место. Если повезёт – стоянка не будет занята, и здесь можно смело разбивать стан. В противном случае придётся поискать другое место – ниже по течению.
После Темняша идёт прямой участок, заканчивающийся поворотом реки вправо, перед которым на левом берегу возвышается Журавлёв Камень. Затем – опять прямой отрезок, поворот влево и две скалы по правому берегу – Лебяжий Камень и Складки. Река здесь не изменяет своей “привычке” петлять и резко поворачивает вправо. Далее по левому берегу – Винокуренный Камень и Камень Курьинский, после которого начнётся тихий участок реки, представляющий из себя лабиринт из растущего здесь в изобилии рогоза. Чтобы его пройти, придётся запастись терпением и проявить некоторую смекалку, “на глазок” определяя – какая протока сквозная, а какая глухая. Когда весь этот кошмар наконец-то закончится – на левом берегу появятся дома деревни Курья. После продолжительного прямого участка река повернёт налево на 180 градусов, в конце поворота на правом берегу будет скала Осыпь, получившая своё название за склонность берега в этом месте к осыпанию.
Поворот направо, легкий изгиб в ту же сторону, и – появятся дома посёлка Староуткинск – конечного пункта нашего путешествия. Но здесь придётся хорошенько поработать вёслами из-за крайне слабого течения. Встречный ветер может серьёзно усложнить эту задачу.
Слева через некоторое время появится ещё одно грандиозное зрелище – Камень Богатырь.
Где лучше чалиться в Староуткинске? На мой взгляд – самое место справа под третьим (автомобильным) мостом – после устья реки Дарья. Кстати, проплывая через посёлок, следует проявлять осторожность и тщательно смотреть в воду перед лодкой. Когда мы первый раз шли по этому маршруту – чуть не напоролись на металлический штырь, торчащий прямо из речного дна.
Из Староуткинска ходят следующие автобусы[2]Некоторые рейсы могут быть отменены, так что и здесь предварительно следует уточнить информацию на автовокзалах Екатеринбурга.: 904 (Екатеринбург – Чусовое), 942 (Екатеринбург – Староуткинск), 1091 (Екатеринбург – Шаля), 698 (Шаля – Староуткинск). В своё время ходил автобус из Первоуральска, но ездит ли он сейчас – неизвестно.
Примечания
↑1 | Важно: периодически этот маршрут сокращают так, что конечной остановкой становится Нижнее Село (5 километров не доезжая Трёки), поэтому, перед тем как им воспользоваться – следует уточнить все подробности на первоуральской автостанции. |
---|---|
↑2 | Некоторые рейсы могут быть отменены, так что и здесь предварительно следует уточнить информацию на автовокзалах Екатеринбурга. |
ХуевА что ВИ на ентот штИрек ни наплыли было бы вполне забавниеша пойсматреть какЪ Ви там бултыхаетесь