Дидинский тоннель (март 2012)

Автор:
Рубрика: Пешие походы

дидинский тоннель вентиляционная шахтаЕсть недалеко от Первоуральска деревня под названием Дидино. А вблизи неё – заброшенный железнодорожный тоннель, в котором однажды посчастливилось мне побывать.

Вкратце о том, как добраться до Дидинского тоннеля: со стороны Екатеринбурга едем по Пермскому тракту до развязки на Ревду, после чего – продолжаем движение, никуда не сворачивая. Через несколько минут справа должна появиться деревня Хомутовка (на обочине дороги будет соответствующий указатель). Проезжаем её и движемся дальше, попутно наблюдая за левым краем трассы, где примерно километра через три промелькнут как минимум две нужные нам своротки (расстояние между ними тоже примерно три километра).

Насчёт первой – ничего не знаю (возможно что она уже давно заросла, нужно проверять), но по второй – судя по всему – летом в сухую погоду можно и на обычной машине к месту проехать. Зимой же всё зависит от того, была ли она почищена от снега или укатана.

Своротка сначала идёт круто в гору, а потом начинается затяжной спуск. Главный ориентир, после которого примерно через километр будет тоннель – высоковольтная линия, пересекающая дорогу. За ней было две развилки – на первой нужно свернуть налево, а на второй – в зависимости от того, какой вход в тоннель нужен. Если идти вправо – то к западному, влево – к восточному. Да, и где-то неподалёку от второй развилки будет видно строение, изображённое на первом фото, но о нём – позже.

На нижеследующей карте красным карандашом обведены обе дороги, фиолетовым – входы в тоннель.

дидинский тоннель как добратьсяЕщё один вариант – доехать на электричке по ветке “Свердловск – Дружинино”. После станции Дидино (примерно полтора часа пути электропоезда от ж/д вокзала) будет остановка “1590 км”, где и следует выйти. А дальше – не переходя путей, спуститься вниз, затем пройти через посёлок до старой железнодорожной насыпи. Повернув направо, по ней и нужно следовать до самого тоннеля.

Говорят, есть ещё дорога до Дидино от Ревды, но я про неё информации не нашёл.

ВАЖНО: примерная дата описанного в тексте посещения Дидинского тоннеля – середина марта 2012 года. Уже тогда было очевидно, что сооружение постепенно разрушается. Поэтому, вполне возможно, что в недалёком будущем находиться в тоннеле станет опасно из-за угрозы обвала. Так что, прежде чем сунуться внутрь – не забывайте, что совершаете вы это на свой собственный страх и риск.

Однако, вернёмся к нашей прогулке. Ранее я про Дидинский тоннель и слыхом не слыхивал, а навострил к нему лыжи только после того, как один мой старый приятель осуществил туда вылазку и “проболтался” об этом в чате. Также он добавил, что собирается наведаться в тоннель повторно, предложив мне составить ему компанию. Я, естественно, весьма был заинтригован и согласился. Меня даже не остановила временная хромота на одну ногу.

Из Первоуральска до Пермской трассы мы проехали через Сажинский мост и СУМЗовские отвалы. На трассе проскочили вторую своротку к Дидинскому тоннелю – пришлось разворачиваться. Хотя иначе, наверное, не получилось бы, так как машину нужно было где-то припарковать. Далее прошли пешочком через гору Белую. По грунтовой дороге до места там примерно 5 километров. Сам тоннель длиной почти тысяча двести метров. Получается, что в тот день мы “нагуляли” километров 12 с гаком. Хотя, вру – километра три от всего похода мы “сэкономили” на попутном УАЗике, который нас практически до самого тоннеля подбросил.

Как добрались до места – начали осмотр достопримечательностей со старой вентиляционной шахты (изображена на первом фото), которая уходит в землю на очень большую глубину. Как уточнил друг – она расположена посередине тоннеля.

Сколько я не пытался “достать” вспышкой до дна – так и не достал.

дидинский тоннель вентиляционная шахтаПосле шахты мы направились непосредственно ко входу в тоннель. По дороге попадались заросшие окопы и несколько пустых бетонных дотов. Оно и немудрено – стратегический объект. Здесь некогда была войсковая часть, сформированная специально для охраны тоннеля.

А вот это – западный вход в тоннель:

дидинский тоннель входСтроение чем-то напоминает крепость. Кстати, друг на прошлой вылазке встретил тут компанию фехтовальщиков, которые устроили у входа поединок. А в этот раз никого кроме нас не было, хотя на другом конце тоннеля (откуда идёт свет) на пределе восприятия я заметил движение, как будто кто-то там ходит.

дидинский тоннель западный входВнутри – на некотором расстоянии от входа:

дидинский тоннельСначала под ногами “хрустела” щебёнка, а потом пошёл лёд. Немного погодя мы обнаружили лаз в стене, который вёл к маленькому дренажному тоннельчику. Друг сразу туда полез, а я чего-то не рискнул – с больной ногой, да по заледенелым ступенькам. Как оказалось – по дну этого тоннельчика течёт вода.

Уровень льда постепенно повышался, пока не достиг примерно полутора метров. Это было хорошо заметно по нише в стене. Их тут несколько штук, но у входа высота такой ниши – два с лишним метра, а здесь и метра не будет.

дидинский тоннель ниша в стенеМне интересно – успевает ли за лето растаять весь этот “ледник”?

дидинский тоннель ледникПериодически попадались сосульки на стенах. Одна из них (самая здоровенная) недавно свисала с потолка, а потом грохнулась на пол. Также мы обнаружили на полу несколько отпавших сверху плит. Это говорит о том, что тоннель начал обваливаться, а значит в скором времени он может стать опасным местом.

дидинский тоннель сосульки на стенахГде-то посреди тоннеля был ещё один ход в стене, ведущий в некую комнатушку, из которой заледенелые ступеньки вели куда-то наверх (предположительно – в ту самую шахту). Однако, из-за огромного количества льда проверить это всё не представлялось возможным.

дидинский тоннель ступенькиБлиже к выходу температура внутри тоннеля начала повышаться – лёд стал мокрый, проседал под ногами, а потом и вовсе пошли лужи. Но это никак не связано с температурой на улице, где был явный минус.

У выхода обнаружились следы того, чьё движение я заметил раньше – перед тем как войти в тоннель. Этот “кто-то” оказался обычной собакой.

дидинский тоннель выходНу вот – Дидинский тоннель пройден, теперь самое время сделать некоторые выводы.

Оказаться в нём первый раз было для меня несколько необычно, хотя из всего похода мне больше понравилась прогулка по лесу. А в тоннеле возникало желание найти “отнорочек”, ведущий в какие-нибудь катакомбы или лабиринт. Ну согласитесь – идти вперёд по одному и тому же коридору, зная что скоро он кончится – слегка скучновато.

Тем не менее, я не прочь снова посетить это место, только уже в разгар лета. Полагаю, будет некоторая разница во впечатлениях.

сосна

* 4 апреля 2012 *

Версия статьи от
Если статья оказалась полезной, Вы можете её
оценить:
ЕрундаПлохоПосредственноХорошоОтлично (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
или
рекомендовать друзьям в соцсетях:
Также Вы можете подписаться на наши новости в соцсетях:
Данную статью прокомментировали 10 раз. Прежде чем оставить свой комментарий - ознакомьтесь с «Правилами обсуждения статей».
  1. Любовь Фокс:

    когда рассказали, ну да- интересно, фотки глянула, ну, да- впечатляюще.. когда УВИДЕЛА, и понюхала, и побыла внутри!!!!-там бывать надо, рассказам не передать, там ПОЧУВСТВОВАТЬ надо на своей коже, зябкость и сырость тянущую из глубины туннеля, падающие маленькие камешки со свода…капание и журчание, маленькую точку света на том конце…

  2. arhey:

    Мне же весь туннель хотелось как можно быстрее его пройти… Клаустрофобия там тоже весьма ощутима, особенно не покидало чувство, что вот-вот обвалится крыша.

  3. Любовь Фокс:

    До конца прошли!- респект! Я не отважилась. весной была, и намочить ноги было прекрасной отмазкой, не показать жути которую чуяла))). Потом с другой стороны выход посмотрела, что бы иметь полное представление.Всё, что рядом с туннелем, интерес вызывает не меньший.

  4. uwrtey:

    Пытался сегодня ( 01,02,2015 ) проехать на своей 2114 к этому местечку, но не смог…
    Уж слишком глубокая колея..
    Развернулся в в сторону Е-бурга и доехал до Шайтанки – пожарить сардельки на костре.
    Дорога вычищена до ЛЭП – там кто то на грузовичке и на тракторе дрова заготавливает уширяя тем самым просеку…
    Веток валяется уйма, но гореть они не хотят..
    В итоге с сосен пообламывал нижние сухие ветки и запалил их..
    Но сгорают они быстро..
    В итоге с третей попытки и с полстаканом машинного масла развел неплохой костерок.
    Полчаса пришлось ждать пока выгорит все масло, а уж потом принялись за жарку..
    Помню в детстве ходили на Уктус зимой и без всяких проблем разводили там костры и картошку запекали без взрослых и ни когда не было проблемой разведение огня, а тут на тебе.. приехали – дрова не горят!!!
    Вопрос к знатокам: Чё вы делаете в таких случаях?

    • arhey:

      Разжигаем костёр с одной спички. :)

      Тут надо действовать по обстоятельствам. Либо искать берёзу, либо складывать костёр таким образом, чтоб внизу лежал сушняк (в самом низу самые тонкие веточки), а сверху – сырые дрова. Пока сушняк горит – верхние сохнут и тоже начинают гореть. Вообще проблем никогда не было с растопкой. А на всякий случай я с собой ещё сухое горючее таскаю. Им очень хорошо “капризные” костры раскочегаривать. ;)

    • Dr. Riboedoff:

      Полностью солидаренЪ с пердыдущимЪ ораторомЪ! В такихЪ случаяхЪ надобно искать бересту! И свежее мясо берёзы, ибо только оно способно разгораться и давать добрые угли.

      • uwrtey:

        Дак мясо березы было. Оно не горело. Лесорубы свалили лес пару дней назад и ветки разного калибра лежали кучами и не были занесены снегом. А вот гореть они ни как не хотели. Бересту искать? По сугробам что-ли? Не – не.. Костер я разжег сушняком сосновым плюс масло…. пламя получилось полмертра, но дрова так и не загорались от такого пламени в течении часа…

  5. ПиПилац(КУ)ДлиЙная такаЯ:

    Да хрена ЛыЙсого тама токА на СоЙболке беза проЙблем тока оЙтуды

  6. ПиПилац(КУ)ДлиЙная такаЯ:

    Археючник тоВА СоЙюболя знаИт

  7. ПиПилац(КУ)ДлиЙная такаЯ:

    ТамА чУЙвак истче оЙбитаета таки у НЕво Л200 таки онЪ о……………вает коЙгда мы на СоЙболе тама КатаИмисЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *